Финансово правовое регулирование валютных отношений. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
15.1. Понятие валюты и валютных ценностей.
15.2. Особенности и структура валютных правоотношений.
15.3. Правовой режим регулирования валютных отношений.
Понятие валюты и валютных ценностей
Понятие валюты (от лат. Valeo - стою) очень часто ассоциируется с денежными единицами стран. Но при этом термин "валюта" может применяться в нескольких значениях: как денежная единица, которая является основой денежной системы государства; как тип денежной системы государства (валюта золота, валюта серебряная валюта бумажная) и как денежные знаки иностранных государств, кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и используются в международных расчетах. Именно последнее значение и представляет собой понятие иностранная валюта.
Национальная валюта выступает своеобразным зеркалом финансово-экономического состояния государства, что связано с использованием валютных средств участниками международных экономических отношений при большом объеме внешнеэкономических операций. В этом механизме тесно переплетаются интересы, ведущие к получению как национальные (например, при финансировании расходов экспортера продукции), так и иностранного (в расчетах импортера по импортным контрактам, когда может использоваться иностранная валюта) валюты. Декрет Кабинета Министров Украины в законодательном акте "О системе валютного регулирования и валютного контроля" определяет валюту Украины как денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет и в других формах, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины. К валюты также относятся денежные знаки, изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, средства на счетах, во вкладах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях на территории Украины (ст. 1) . Это и есть собственно валюта.
Второй составляющей категории - "валюта Украины" (рядом с собственно валютой Украины) - является платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, боны, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, сберегательные книжки, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины.
Таким образом, валюта Украины состоит из определенных законодательством Украины составляющих, а именно:
а) денежных знаков, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины;
б) платежных документов, выраженных в валюте Украины;
в) других ценных бумаг, выраженных в валюте Украины. Категория "иностранная валюта" также имеет следующие составляющие:
1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов или монет, находящихся в обращении, и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства или группы государств;
2) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Так, в соответствии с законодательством Украины под иностранной валютой понимается как собственно иностранная валюта, так и монетарные металлы, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или монетарных металлах. При этом собственно иностранной валютой являются иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства. К ней также относятся денежные знаки, изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах на счетах или во вкладах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях за пределами Украины.
Национальная и иностранная валюта находятся в определенном соотношении, которое отражает понятие "конвертируемости". Это достаточно сложное понятие. Именно конвертируемость (или конвертируемость валюты в узком смысле) понимается как гарантированная государством возможность обмена национальной валюты на иностранные. Подробную характеристику конвертируемости дает профессор Стэнфордского университета Р. Мак-Киннон: "Валюта является конвертируемой, если: граждане данной страны, желающие купить заграничные товары или услуги, не подвержены особых ограничений, могут свободно продать местную валюту в обмен на иностранную на унифицированном рынке по единственным валютным курсом, который, возможно, колеблется и употребляется ко всем текущих операций, включая нормальный торговый кредит, тогда как иностранцы (нерезиденты), имеют средства в местной валюте, полученной от текущих операций, могут продать их по тем же самым валютным курсом или свободно приобрести местные товары по превосходящими ценам в этой валюте ".
В зависимости от степени и особенностей режима конвертируемости национальные валюты отдельных стран можно разграничить на:
Неконвертируемые - валюты, которые используются в пределах одного государства;
Частковоконвертовани - валюты, которые применяются не ко всем внешним валютных операций или не до всех субъектов;
Свободноконверуемые - валюты, которые свободно обмениваются на иностранные валюты и выступают в качестве платежного средства на международном рынке.
Ключевым фактором, обуславливающим конвертируемость национальной валюты, является соблюдение государством обязательств, принятых в соответствии со ст. VIII Договора о Международном валютном фонде, предполагающие неприменения ограничений по платежам и переводам по текущим международным операциям, а также отказ от каких-либо дискриминационных валютных мероприятий или практики множественности валютных курсов. Конвертируемость валюты отражает экономическое положение государства и не может быть введена только законодательно.
Согласно Классификатора иностранных валют, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины, свободноконверуемые иностранные валюты дифференцируются на две группы: 1) валюты, которые широко используются для осуществления платежей по международным операциям и продаются на основных валютных рынках мира; 2) валюты, которые не используются широко для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на основных валютных рынках мира.
К свободноконвертируемых валют относятся денежные единицы государств, в которых отсутствуют ограничения по их свободного обмена на иностранные валюты по курсу, который определяется действующим законодательством. В мире насчитывается около 30 национальных денежных единиц, согласно классификации МВФ соответствуют требованиям свободноконвертируемых валют.
Среди свободноконвертируемых валют сформировалась особая группа - резервные. К резервным валютам относятся несколько валют, в которых центральные банки других государств, а также международные финансово-кредитные организации накапливают собственные резервы. Это валюты стран с экономически развитым, стабильным финансовым потенциалом и системой. Основной резервной валютой является доллар США. Как резервные валюты используются также фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк, коллективная европейская валюта - евро, и специальные права заимствования - СДР (special drawing rights).
Специфическими резервными валютами являются СДР и евро. СДР является валютой, существует только в безналичной форме в виде записей на счетах стран - членов МВФ. Выпуск СДР начался 1 января 1970 года. С отменой золотого содержания доллара США стоимость СДР определяется на основе средньозважуванои величины курсов "корзины" пяти резервных валют. Состав и удельный вес отдельных валют "корзины" СДР пересматриваются МВФ каждые пять лет.
На основе положений Договора о Европейском Союзе, подписанный в Маастрихте 7 февраля 1992, в декабре 1996 года было принято решение о введении в безналичное обращение с 1 января 1999 единой валюты стран ЕС - евро. В зону евро вошли 11 из 15 государств - членов Евросоюза: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. С 1 января 2002 года евро функционирует в наличном обращении и является официальной денежной единицей указанных государств. В соответствии с Договором о ЕС исключительным правом санкционировать выпуск банкнот в рамках Европейской валютной системы обладает Европейский центральный банк (ЕЦБ). ЕЦБ и национальные центральные банки наделены правом эмиссии банкнот и монет, имеющих статус единственного законного платежного средства в рамках Евросоюза. Соотношение национальной валюты и других валют (разного уровня конвертируемости) регулируется государством через валютный курс. Валютный курс выступает как соотношение валют двух стран. Он устанавливается на основании спроса-предложения валют на валютном рынке. При этом возможно определение валютного курса государством в собственном, одностороннем порядке.
Для регулирования курса гривны относительно иностранных валют Национальный банк Украины использует золотовалютный резерв, покупает и продает ценные бумаги, устанавливает и изменяет ставку рефинансирования, а также применяет другие инструменты регулирования денежной массы. Согласно п. 13 ст. 7 Закона Украины "О Национальном банке Украины" он обеспечивает накопление и хранение золотовалютных резервов и осуществление операций с ними и банковскими металлами. Статьей 28 этого Закона предусмотрено, что Национальный банк Украины обеспечивает управление золотовалютными резервами государства, осуществляя валютные интервенции путем купли-продажи валютных ценностей на валютных рынках с целью влияния на курс иностранной валюты по отношению к иностранным валютам и на общий спрос и предложение денег в Украине.
Структура золотовалютного резерва Национального банка Украины включает следующие активы:
Банковское золото;
Специальные права заимствования;
Резервную позицию в МВФ;
Иностранную валюту в виде банкнот и монет или средств на счетах за рубежом;
Ценные бумаги (кроме акций, которые оплачиваются в иностранной валюте);
Любые другие международно признанные активы при условии обеспечения их надежности и ликвидности.
Национальная валюта и иностранная валюта не охватывают полностью круг валютных ценностей в государстве. Кроме национальной и иностранной валюты в виде денежных знаков и средств на счетах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях валютных ценностей относятся:
Платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины, иностранной валюте или банковских металлах;
Банковские металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные (аффиновани) до наивысших проб в соответствии с мировыми стандартами, в слитках и порошках, которые имеют сертификат качества, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов (ст. 1 Декрета Кабинета министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля").
Законодательное регулирование как части валютных ценностей распространяется только на монетарные металлы. Закон Украины "О государственном регулировании получения, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними" определяет правовые основы и принципы государственного регулирования получения, производства, использования, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и контроля за операциями с ними. Под драгоценными металлами в соответствии со ст. 1 данного Закона понимается золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и др.). Драгоценные камни включают природные и искусственные (синтетические) минералы в сырье, необработанном и обработанном виде (изделиях).
Качество драгоценных металлов определяется пробой, которая является государственным стандартом, определяющим ценность сплава, из которого изготовлены изделия из драгоценных металлов, и свидетельствует о содержании весовых единиц основного драгоценного металла в тысяче весовых единиц сплава. В Украине для ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов установлены следующие пробы:
Платина - 950 (девятьсот пятидесятая)
Золото - 333 (сто тридцать третьей), 375 (сто семьдесят пятой), 500 (пятисотый), 585 (пятьсот восемьдесят пятой), 750 (семьсот пятидесятая)
Серебро - 750 (семьсот пятидесятая), 800 (восьмисотого), 830 (восемьсот тридцатая), 875 (восемьсот семьдесят пятая) 925 (девятьсот двадцать пятая), 960 (девятьсот шестидесятого)
Палладий - 500 (пятисотый), 850 (восемьсот пятидесятая). Допускается изготовление изделий из золота пробы 583 (пятьсот
восемьдесят третий) предприятиями бытового обслуживания населения и гражданами-предпринимателями.
Министерство финансов Украины формирует Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Украины с целью обеспечения государственных производственных, научных, социально-культурных и других потребностей, которые финансируются из государственного бюджета. В Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Украины зачисляются закуплены на территории Украины и за ее пределами за счет средств Государственного бюджета отходы и лом драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии, драгоценные металлы и драгоценные камни, драгоценные камни органогенного происхождения и полудрагоценные камни в изделиях и ломе, скуплены у населения и юридических лиц, конфискованные в соответствии с законодательством Украины или сданные как сокровище, а также полученные по праву наследования или дарения, ценности Исторического фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Украины.
Валютная система РФ представляет собой организованную и взаимосвязанную совокупность отношений, касающихся функционирования на территории РФ и во внешних ее связях иностранных валют и других валютных ценностей. Ее организатором, в лице своих институтов, является государство, что позволяет регламентировать обращение иностранных валют и правила поведения участников валютного оборота.
Валютное законодательство состоит из Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, а также валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
В валютную систему входят следующие элементы: национальная валюта, иностранная валюта, валютный курс, участники валютных отношений (резиденты и нерезиденты), органы валютного регулирования и контроля, правовые нормы, регулирующие валютные отношения.
Важно знать!
Валюта Российской Федерации :
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты ЦБ РФ, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
3) внутренние ценные бумаги:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ;
4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;
5) валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением граждан России, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных отношениях.
Нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и их постоянные представительства при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
ж) иные лица.
Национальной валютой является рубль. Иностранной - евро и доллар США.
Валютная система РФ продолжает совершенствоваться, все глубже интегрируясь в мировую систему.
Вступив в 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ), Россия приняла на себя обязательства по интеграции в мировое хозяйство. Поэтому в настоящее время валютная система РФ формируется на основе структурных принципов, присущих мировой валютной системе.
МВФ - это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов. Он был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. при участии делегатов из 44 стран. Функционировать МВФ начал в мае 1946 г.
МВФ занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики.
Главная задача МВФ - поддержание стабильности мировой финансовой системы. Кроме того, в задачи МВФ входит информирование всех членов МВФ об изменениях финансовой и монетарной политики других стран-членов.
Членами МВФ являются более 180 стран мира. При вступлении в МВФ каждая страна вносит в качестве членского взноса определенную сумму денег, которая называется квотой. Они направляются: на образование пула для кредитования стран-участниц; определение суммы, которую может получить страна в случае финансовых затруднений; определение количества голосов, которые получает страна-участница. Квоты периодически пересматриваются. Самую высокую квоту и соответственно число голосов имеют США (она составляет чуть более 17%).
МВФ предоставляет кредиты только на стабилизацию экономики, выведение ее из кризиса, но не для экономического развития .
Статус российской национальной валюты стал существенно меняться с момента, когда в 1996 г. Правительство РФ и ЦБ РФ приняли на себя обязательства снять ограничения на ее конвертируемость по текущим операциям и обеспечить внутреннюю конвертацию и последовавшей за этим либерализацией процедур по привлечению иностранного капитала.
Признание российского рубля в расчетах при осуществлении внешнеэкономической деятельности валютной ценностью позволяет распространить валютный контроль на область платежно-расчетных отношений резидентов и нерезидентов, когда средством платежа выступает национальная валюта.
Официально курс рубля к какой-либо валютной корзине или иностранной валюте не привязан. Курс национальной российской валюты - плавающий, т.е. он находится в зависимости от соотношений, которые складываются на валютных биржах в стране (в первую очередь, на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ)) между спросом и предложением.
Право на установку официальных курсов доллара к рублю имеет только ЦБ РФ на основе результатов торгов на ММВБ. Курсы других валют определяются на основе кросс-курсов.
Таким образом, валютная система РФ построена на базе плавающего курса, как того требует современная валютная система.
Органами валютного регулирования являются ЦБ РФ и Правительство РФ.
Закон устанавливает следующие валютные операции:
г) ввоз в Российской Федерации и вывоз из России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;
ж) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
з) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
и) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ;
Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются ЦБ РФ и ФНС и ФТС России.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет ЦБ РФ.
Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.
Рассмотрим осуществление валютного контроля на примере ФНС России.
ФНС России, как было отмечено выше, осуществляет контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющими кредитными организациями.
Должностные лица ФНС России (территориального управления) при осуществлении государственного контроля имеют следующие права:
Проводить проверки соблюдения объектом проверки валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
Проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям объекта проверки;
Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства актов органов валютного регулирования;
Применять установленные меры ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
Проходить в здания и помещения, занимаемые объектом проверки, при проведении проверок;
Запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе письменные объяснения должностных и иных лиц объекта проверки.
Административная ответственность за нарушения валютного законодательства и нормативных правовых актов органов валютного регулирования может наступать в случаях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ. В ней указано 12 составов правонарушений валютного законодательства, за которые установлена ответственность, например:
За осуществление незаконных валютных операций;
Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ;
Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ;
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности и др.
В случае, если осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий такого разрешения (лицензии) носит характер незаконной предпринимательской деятельности, наступает уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ. Невозвращение из-за границы в размере, превышающем 5 млн руб., средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, квалифицируется по ст. 193 УК РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают должностные лица органов валютного контроля. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов и агентов валютного контроля (ч. 1 и п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Постановление по делу за нарушение валютного законодательства РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие инструменты используются в организации бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации.
2. Какие установлены административные правонарушения бюджетного законодательства?
3. Раскройте принципы построения налоговой системы в Российской Федерации.
4. В чем заключается особый статус ЦБ РФ как мегарегулятора банковских отношений?
5. Раскройте административно-юрисдикционные полномочия ЦБ РФ.
6. Какие созданы органы государственного управления финансами и кредитом и каковы их функции?
7. Какие административные правонарушения совершают кредитные организации?
8. Раскройте правовые основы организации денежной системы РФ.
9. Назовите основные правоотношения, которые регулируются валютным законодательством.
10. Охарактеризуйте валютную систему РФ.
Тесты
1. Денежная эмиссия в Российской Федерации осуществляется:
б) Федеральным Собранием РФ;
в) Правительством РФ;
г) Президентом РФ;
д) Казначейством России.
2. Укажите полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:
а) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
б) разработка и реализация налоговой политики;
в) принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг;
г) осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом РФ;
д) назначение и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ.
3. К органам взимания налогов и платежей относятся:
а) ФТС России;
б) Минэкономразвития России;
в) ФНС России;
г) Казначейство России;
4. «Форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государства, выраженная в законе», - это:
а) бюджет;
в) кредит;
г) дотации;
д) субвенция.
5. Валютными операциями являются:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) перевод валюты РФ со счета нерезидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ.
6. Налогоплательщики имеют право:
а) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
б) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
в) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в установленном порядке;
г) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
7. Рыночная экономика - это:
а) экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов;
б) социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений;
в) экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов;
г) социально-экономическая система, развивающаяся на основе общественной и частной собственности и товарно-денежных отношений;
8. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
а) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
б) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
в) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов;
г) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением.
10. Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
а) организации и физические лица, признаваемые в НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
б) организации и физические лица, признаваемые в НК РФ налоговыми агентами;
в) налоговые органы (ФНС России и ее территориальные органы);
г) таможенные органы (ФТС России, подчиненные ей таможенные органы РФ).
11. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
а) концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
б) краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
в) прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
г) качественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
Валютное регулирование представляет собой форму осуществления валютной политики государства, направленной на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, привлечение иностранного капитала.
Содержание валютных правоотношений - это право на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности субъектов. В соответствии с Федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 12 субъектами валютных правоотношений являются: а) резиденты; б) нерезиденты; в) органы валютного контроля * ; г) агенты валютного контроля.
К резидентам относятся: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; г) дипломатические и иные официальные представительством РФ, находящиеся за пределами РФ; д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных выше в подп. «б» и «в».
Нерезиденты : а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; г) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; д) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных выше в подп. «б» и « в».
Объекты валютных правоотношений делятся на четыре вида:
1) валюта Российской Федерации - находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов и металлических монет; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства объединений использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства;
2) ценные бумаги, номинированные в валюте РФ, - платежные документы (векселя, чеки, аккредитивы); фондовые ценности (акции, облигации); другие обязательства, выраженные в рублях;
3) иностранная валюта - банкноты, казначейские билеты и монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
4) валютные ценности - иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы, фондовые ценности и другие долговые обязательства); драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий).
Понятие валютные операции 13 включает в себя: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности; ввоз, вывоз и пересылка в РФ и из РФ валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов; расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ. Для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом государство может использовать три типа валютных режимов . Первый – режим государственной валютной монополии, в котором функционирует необратимая, неконвертируемая национальная валюта. Второй режим – режим с отсутствием каких бы то ни было валютных ограничений со стороны государства. Третий режим – режим с общим государственным валютным регулированием и применением некоторых валютных ограничений, необходимых для поддержания курса национальной денежной единицы и интересов национальной экономики в целом.
Основным органом валютного регулирования в стране является Центральный банк РФ, который:
а) определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;
в) проводит все виды валютных операций;
г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;
е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
ж) устанавливает единые формы учета, отче документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
з) готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам, а также выполняет другие функции.
Нарушение валютного законодательства предусматривает административную ответственность (ст. 15.25 КоАП РФ):
а) за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
б) невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
в) нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения;
г) несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
Наряду с указанной выше административной ответственностью субъекты валютных правоотношений за нарушение в этой сфере деятельности несут также уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.